В Украине тарифы на проезд в общественном транспорте взлетели вверх, и это не просто случайное явление. На самом деле, за этим стоит множество проблем и изменений. В условиях войны, миграции и уменьшения числа пассажиров, транспортным компаниям приходится делать сложный выбор и поднимать цены, чтобы покрыть свои расходы.
Олег Гарник, замдиректора Ассоциации городов Украины по ЖКХ, в интервью Украинскому Радио объяснил, что коммунальный транспорт и раньше не был прибыльным. А после того, как в прошлом году у общин отняли "военный НДФЛ", ситуация еще больше усложнилась.
Местные бюджеты уже не могут так легко покрывать убытки транспортных компаний, и поэтому тарифы вынуждены расти. Даже с повышением цен, коммунальные перевозчики зачастую работают в убыток.
В Киеве, например, несмотря на рост цен на энергоресурсы, стоимость проезда в метро держится на старом уровне, хотя по расчетам она должна быть выше 20 гривен.
Гороскоп на 21 ноября для всех знаков Зодиака: время покончить с хламом в голове и делах пришло
Россия может нанести мощный удар по Украине 20 ноября: посольство США предостерегло всех
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
В Украине 60-летние больше не смогут выйти на пенсию: когда и как изменятся требования к стажу
Дмитрий Беспалов, эксперт по транспортному планированию, говорит, что тарифы – это не только экономический, но и политический вопрос. Решения о том, какой тариф установить, принимаются на уровне общин и могут быть результатом долгих дебатов и компромиссов.
"В некоторых городах это может быть, например, 30% платит пассажир, 70% – налогоплательщики. Есть, например, город Кривой Рог. Там все 100% платят налогоплательщики. То есть там безвозмездный проезд для пользователя, но за это платят все налогоплательщики Кривого Рога", – рассказывает Дмитрий.
Проблема усугубляется тем, что с 2015 года государство прекратило компенсировать стоимость льготных перевозок. Теперь эти расходы ложатся либо на самих перевозчиков, либо на местные бюджеты. Частные перевозчики также закладывают компенсацию льгот в тарифы, что добавляет к росту цен.
"Если мы говорим о коммунальном транспорте, то он фактически никогда не оправдывает, потому что это либо "ноль", либо ущерб. Если о частном транспорте, то должна быть хотя бы минимальная прибыль. Если прибыли нет, то мы сталкивались с такими ситуациями, когда перевозчики не оказывали услуг, потому что им было дешевле не работать, чем работать, потому что они работали себе в убыток", – говорит Олег Гарник.
Что касается обновления подвижного состава, процесс тоже не идет так быстро, как хотелось бы. Новые автобусы и трамваи закупаются, иногда в виде гуманитарной помощи, но есть законодательные преграды.
Например, транспорт, полученный бесплатно, не может использоваться для получения прибыли, что затрудняет его использование для оплаты проезда. Тем не менее, Верховная Рада работает над законами, которые должны упростить использование гуманитарной помощи.
Олег Гарник говорит, что городские руководители должны решать, как справляться с обстрелами и обеспечивать работу транспорта, чтобы люди могли передвигаться. Проблема электробусов и отключения электроэнергии также стоит на повестке дня.
Если ситуация усугубится, дизельные автобусы могут стать единственным вариантом.
"Хорошая новость в том, что Европа сейчас переходит полностью на электробусы и у них увольняется огромное количество дизельных автобусов. И это, в принципе, для нас шанс быстро заменить электротранспорт за счет высвободившихся в Европе дизель-автобусов", – сказал Беспалов.
Напомним, готовьтесь к пешим прогулкам: проезд в троллейбусах будет дорожать
Ранее мы писали о том, что украинцы будут выезжать в Европу по новым правилам – в «Укрзалізниці» назвали обязательное условие
Кроме того, Знай.ua сообщал, в столице дорожает карта проезда: чем это объясняют