Когда вы не можете вовремя оплатить кредит, дело часто доходит до коллекторов. Это вполне законный способ, которым банки и другие финансовые учреждения пытаются вернуть свои деньги.
Если у вас ухудшилось финансовое положение – например, вы потеряли работу или заболели, и можете подтвердить это документами, – обратитесь в банк с просьбой о реструктуризации долга. Это может помочь остановить действия коллекторов.
Коллекторы работают по закону, и их деятельность регулируется Законом Украины "О потребительском кредитовании". Важно знать свои права и права коллекторов, если столкнетесь с ними. Долги могут взыскивать:
- Кредитор – это тот, кто дал вам деньги в долг.
- Новый кредитор – это компания, которой передали ваш долг.
- Коллекторская компания – это фирмы, которые занимаются взысканием долгов и зарегистрированы в реестре Национального банка.
Существует четкий перечень того, как коллекторы могут с вами взаимодействовать. При первом контакте они должны:
Пенсионеры ВПЛ могут получить солидную надбавку: что для этого нужно
"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
- Представиться и назвать свою компанию.
- Дать свои контактные данные.
- Объяснить, почему они с вами связываются.
- Сообщить размер вашего долга и возможные штрафы.
Коллекторы могут уведомлять вас о долге и обращаться в суд, если банк дал им такие полномочия или продал ваш долг.
Только Государственная исполнительная служба и частные исполнители имеют право принудительно взыскивать задолженность, следуя официальным процедурам и при наличии решения суда.
Коллекторы могут уведомлять вас о долге следующими способами:
- Звонки и видеозвонки, а также личные встречи. Личные встречи возможны только с 9 до 19 часов и при условии, что вы не против, и дали согласие на это во время телефонного разговора или письменно. Место и время встречи также должны быть предварительно согласованы.
- Текстовые, голосовые и другие сообщения – только в определенное время.
- Почтовые отправления с пометкой "Вручить лично" по вашему месту жительства, пребывания или работы.
Коллекторам запрещено:
- Искать и использовать информацию о вашем рабочем графике, здоровье, встречах, путешествиях и данных из социальных сетей.
- Угрожать, шантажировать, оказывать психологическое или физическое давление.
- Вводить в заблуждение по поводу сроков погашения и размера долга, требовать оплату работы коллекторов или стоимости мер по взысканию долга.
- Взаимодействовать с вами с 20:00 до 9:00, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни по своей инициативе.
- Пользоваться автодозвоном более 30 минут.
- Сообщать третьим лицам о вашем долге или требовать от них принять на себя обязательства по вашему долгу, если это не указано в кредитном договоре.
- Портить вашу репутацию.
- Встречаться без уведомления и согласования.
- Взаимодействовать, если вы находитесь в больнице, недееспособны, ограничены в дееспособности, инвалид 1 группы или несовершеннолетний, после получения подтверждающих документов.
- Взаимодействовать более двух раз в день, если инициатива не исходит от вас.
Если коллекторы нарушают закон, вы можете сделать следующее:
- Пожаловаться в финансовое учреждение, занимающееся взысканием вашей задолженности.
- Если жалобу проигнорируют, соберите доказательства: запишите звонки, сделайте скриншоты и передайте их в Национальный банк Украины (НБУ) через сервис Опендатабот.
- Если вам угрожают или применяют насилие, обратитесь в Национальную полицию Украины.
- Если коллекторская компания не включена в реестр НБУ, обращайтесь в правоохранительные органы.
Если вы не брали кредит и ничего не подписывали, просто откажитесь от взаимодействия с коллекторами. Сообщите им, чтобы они прекратили вас беспокоить. Если звонки не прекращаются:
- Узнайте название финансового учреждения и основание звонка.
- Зафиксируйте нарушения (сделайте скриншоты, запишите разговоры).
- Напишите жалобу в компанию, представители которой вас беспокоят.
- Если реакции нет, сообщите о нарушении НБУ.